суббота, 23 декабря 2017 г.

Время есть: 30+30

     Размышляла о том, как бы выкроить время для практической работы на получасовом занятии с дошколятами. Пришла к неоригинальному выводу - горизонтальное интегрирование. Задумываюсь, а стоит ли проводить четкую границу между уроками обучения грамоте и математикой. Если не стоит, то как могут выглядеть такие уроки? Не запутаются ли малыши. Вспомнила свой давний опыт, когда в одном уроке вполне успешно переплетались и русский, и математика, и литература, и окружающий мир, и ИЗО с технологией. Как мои дети с удивлением загибали пальцы и считали каких областей касалось наше учебное занятие.
     Однозначно, формы интеграции позволяют уплотнить урок. Сегодня нам помогала в этом синельная проволока.
     На уроке обучения грамоте конструировали букву Х и повторяли понятия "отрезок", "прямая", "луч". Спорили друг с другом о том, что в руках у нас "не прямая, а отрезок, ведь мы отрезали от бесконечной проволоки", демонстрируя усвоенный материал прошлого занятия. Заодно и развивали навыки коллективной работы. Один отрезок - синий (твердый звук), другой - зеленый (мягкий). Как пересечь отрезкам друг друга, чтобы получить искомую букву? (найти середину одного отрезка, другого, наложить, переплести). Были дети, которые брали на себя роль "давай я сам, без тебя", возвращались к установке "выполнить вместе". На математике сделали мостик к практической работе с буквой Х, перешли к теме "кривая", "ломаная", "многоугольник". Интересно, что такую волшебную проволоку согнуть не так просто. Ее действительно нужно "сломать" - не переломать, а сломать и разогнуть. Тогда получаются углы той самой ломаной и отрезки. Сравнивали в чем отличие между "кривой" и "ломаной" - задумались крепко. Герман сделал открытие: "в ломаной можно сосчитать части!" Все принялись считать части каждый своей ломаной.
     А пока считали, размышляли, вертели в руках свои ломаные (кто смог-таки "сломать"), исправлялись те, кто сделал не ломаную, а кривую, затем все вместе замыкали в "замкнутые ломаные", с удивлением превращали ломаные в многоугольники и любовались… Получили домашнее задание выполнить из своего отрезка оригинальную ломаную в новогодней тематике, а также придумать какую букву можно "сломать" из одного отрезка (терминология около-математическая).
     Очень разные дети, отличающиеся типами памяти, восприятия, внимания. Кого-то темп устраивает, для кого он слишком быстр. Как индивидуализировать обучение? Как увидеть затруднение ребенка? Самостоятельная/практическая/исследовательская работа несколько уравнивает их шансы, так как каждый выбирает свойственный ему путь решения. И такая деятельность помогает увидеть учителю кто на каком этапе понимания, у кого трудности, а тот, кто освоил - может усложнить задачу и поэкспериментировать.

- ЕА, а когда мы выполним дома необычную замкнутую ломаную, мы ее принесем в класс, правильно?
- Правильно, Ира.
- А потом можно с ней делать все, что угодно?
- Конечно, Ира, ты мне покажешь эту фигуру и делай с ней что хочешь - разбирай, делай новую фигуру.
- А можно я не буду её разбирать, я просто унесу ее домой?
(Для маленького ребенка созданное им нечто имеет ценность, так как это нечто - часть его самого).

Комментариев нет:

Отправить комментарий