пятница, 5 января 2018 г.

Предметный период "Окружающий мир+"

Проведение предметных тематических недель способствует развитию познавательной активности обучающихся. В этом году с коллегами решили немного изменить подход в планировании таких форм работы. Нам показалась мало одной недели погружения, тем более что появилась необходимость в предметной интеграции. На МО дали название "предметной неделе" - "предметный период" и определили другие сроки. 
Например, предметный период "Окружающий мир+" разбили на активности, объединив с русским языком, математикой, изобразительным искусством, технологией (поэтому "плюс").
  1. Коллективный проект "Кто где обитает" ("Окружающий мир + ИЗО"). Шесть материков разделили между пятью классами: Евразия (2 класс), Африка (4-а класс), Северная Америка и Южная Америка (4-б класс), Австралия (1 класс), Антарктида (2 класс). Каждому классу необходимо было исследовать характерных обитателей животного мира, собрать интересную информацию о них, нарисовать и поместить на коридорной карте-стене.
  2. Коллективный проект "Ребусы" ("Окружающий мир + русский язык"). Нужно было сочинить ребус (из интернета ребусы не оценивались). Каждый класс получал тему: "Растения" (2 класс), "Животные" (3 класс), "Страны/столицы", "Космические объекты" (4-е классы).
  3. Проект для 4-х классов "Пигмент и площадь листовой пластинки" ("Окружающий мир + математика"). Ребята собирали опавшие листья, определяли площадь листовой пластинки при помощи изготовленной палетки, исследовали пигменты, которые содержатся в листе, изучали свой лист, определяли какой пигмент проявился.
  4. Коллективный проект "Фотоохота. Окно в природу - крупно". В самом начале пути на вопрос "Как научиться защищать природу?" дети отвечали "Научиться видеть ее красоту!" Ребята, выйдя на фотоохоту, искали объекты природы необычайно красивые и удивлялись, когда видели эту красоту именно благодаря макросъемке в каждой веточке, в каждом листочке.
  5. Отдельный проект для 1 класса "Завтрак на траве" ("Окружающий мир + ИЗО". Детям предлагалось исследовать растения, которые употребляются человеком в пищу, составить и нарисовать меню из растений, которое соответствует правилам здорового питания.
Что у нас получилось... Итак, по порядку.
История первая: "Как мои дети стену спасали".
Животные из проекта "Кто где обитает" мы планировали располагать на коридорной карте-стене. Но... Эта стена не магнитная (так получилось). И располагать на карте исследуемых животных решили при помощи kores массы (когда-то коллега-подруга такую полезную штуку мне подсунула, лежала года четыре - пригодилась).
Это 84 подушечки клейкой массы: выдерживает большой вес, клеится на непористую поверхность (у нас как раз такая), мгновенное крепление, много ее не нужно. Но! Похожа на жвачку. Некоторые дети начали уже крепить на поверхность свои объекты. Прихожу я утром, вижу - нет вчерашних животных. Спрашиваю своих детей "Кто видел? Куда делись?" Признаются, что "спасали нашу карту от вандалов, которые на "жвачку" прицепили к стене что-то". Защитники!
История вторая: "Ребусы". Дети проводили время у выставочной зоны с ребусами и до уроков, и на переменах, и после уроков. Чтобы было удобно при разгадывании ребусов, заранее договорились, что объекты "Растения" помещаем в рамочку зеленого цвета, объекты "Животные" в оранжевую, "Космические" - в желтую, "Страны/столицы" - в красную. Можно шить книгу "Ребусы своими руками" для потомков. Важно, конечно, учить "не брать чужого" (из интернета). Этот критерий был оговорен заранее.
История третья: "Палетка и пигменты", в ходе которой выяснилось, что дети никогда не видели клен, рябину, а некоторые и березу. Этой проблеме стоит посвятить отдельную "главу". Дети, родившиеся в субтропической климатической зоне, понимают где олеандр, а где магнолия, при желании отличат кедр гималайский от кедра атласского, знают на что похож силуэт пинии, но... листья платана шесть раз приносили и сообщали "клен". С пигментами разобрались, площадь листовой пластинки вычислили при помощи палетки, но стало ясно, что эта тема требует дальнейшей работы.
История четвертая: "Фотоохота".
Поскольку речь о красоте и дело перед Новым годом было, решили награждать детей (вместо традиционных грамот) мастер-классом рисованием по воде в технике эбру. Это было очень востребовано. Дети ждали мастер-класс, спрашивали "когда" и были очарованы (как и все мы, наблюдаяя за ними, их лицами и восклицаниями)! Будем продолжать этот опыт награждения участием в мастер-классах. Возможностей - море.
История пятая "Завтрак на траве" или "Обед у моря". Первоклассники переименовали свой проект (имели право), хотя и неосознанно. И это понятно: наши малыши, наверное, больше времени проводят у моря, чем на траве.
Коллегам огромное спасибо за включение в процесс, за помощь, за совместные усилия, за понимание, за то, что всегда есть на кого положиться.

1 комментарий:

  1. Спасибо ОГРОМНОЕ Елене Анатольевне за неиссякаемый источник энергии и новых идей!

    ОтветитьУдалить